пятница, 15 сентября 2006
Морской храм: история одного возрождения
Когда я слышу про Харлампиевскую церковь, то сразу вспоминаю свое детство, когда я жила на улице 5 Армии. В то время для меня и моих приятелей одним из самых веселых занятий было, обманув сторожа, пробраться в развалины церкви. Тогда ее чаще всего называли «церковь без колокольни», а нас, детей, мало интересовал тот факт, что здесь венчался адмирал Колчак, и что стены этого когда-то великолепного храма хранят дух двух столетий истории Иркутска.
Для нас самым интересным было то, что в этой церкви собираются сатанисты, что где-нибудь в углу можно найти кость от какого-нибудь жертвоприношения, а с потолка на тебя смотрит страшный огромный глаз, нарисованный краской-спреем. А уж опасность падения на голову кирпича, делала наши вылазки самым увлекательным занятием на свете.
Мало кто из старожилов соседних дворов помнит, чтобы церковь выглядела когда-нибудь иначе. Между тем, Харлампиевский, он же Михаило-Архангельский храм имеет богатую и невеселую историю…
читать дальшеЗдесь благословляли моряков
Церковь была построена из дерева в 1739 году, а в 1777 при поддержке иркутского купца В.Балакшина заложили фундамент каменного здания. Михаило-Архангельский храм считается самым большим в Сибири (он состоит из четырех приделов).
Во время восьмибалльного землетрясения 1862 года и сильного иркутского пожара в 1879 здание церкви получило серьезные повреждения. Рядом с храмом, в доме купца А.П.Трапезникова, находилась богадельня, которая была перестроена в 1884 году. В 1890 году по проекту архитектора В.А. Рассушина началось сооружение каменной ограды с железными решетками и фигурными столбами. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. В конце XIX века к западному фасаду здания пристроили двухэтажную каменную паперть с лестницей, ведущей на второй этаж.
В восемнадцатом-девятнадцатом веках роль Харлампиевской церкви в жизни Иркутска была немаловажна. Ее назвали «морским храмом», потому что в ней получали благословление идущие в плавание моряки. Кроме того, 5 марта 1904 года здесь венчался с Софьей Омировой лейтенант русского флота Александр Колчак, вернувшийся из экспедиции по спасению арктического исследователя Толля и его спутников. С тех пор многие иркутяне называют ее «церковь Колчака».
Исторические документы также свидетельствуют, что на территории храма похоронены почетные граждане Иркутска. К примеру, иркутский купец и тайный советник Иван Степанович Хаминов.
Во время декабрьских событий 1917 года сильно пострадал верхний храм, оказалось разгромленным внутреннее убранство церкви. С этого и началась черная полоса в истории церкви.
Тяжелая пора
В 1931 году в связи с жилищным кризисом в Иркутске, по решению президиума Восточно-Сибирского крайисполкома, храм передали Иркутском Государственному Университету. С этого момента церковь стала общежитием. Новые перегородки и перекрытия разбили двухъярусное здание на три этажа, а с помощью перегородок образовали ряд просторных комнат с высокими потолками. Лампочки свисали сверху на очень длинных шнурах, и когда они освещали комнату, то весь потолок оставался в зловещем мраке. Некоторые двери были превращены в окна. Площадки между лестницами периодически использовали для танцев. Самая печальная участь постигла иконостас: его пустили на двери. Всего было изготовлено более двадцати штук. Не постеснялись даже приспособить одну из икон в качестве двери в туалет.
Нельзя сказать, что бывшая церковь сильно отличалась от других общежитий, в ней так же кипела бурная студенческая жизнь. В 1959 году в общежитии поселились студенты филологического факультета, там проводили свое время и Александр Вампилов, и Марк Сергеев.
О том веселом времени мне рассказал доцент отделения журналистики ИГУ Игорь Константинович ПЕТРОВ: «Мы жили самой обыкновенной студенческой жизнью, временами устраивали танцы, временами – музыкальные вечера, Саня Вампилов играл нам на гитаре… Конечно, не обходилось и без громких историй, о некоторых из них узнавал весь Иркутск. К примеру, драка на одной студенческих свадеб… Было около одиннадцати часов вечера, и мы с баяном и гитарой, вышли на улицу потанцевать. Это был шестидесятый год: город готовился к приезду Эйзенхауэра, спешно ремонтировались улицы. Одна из групп рабочих жила в тогда еще строившемся здании ИРГИРЕДМЕТа, поэтому мы назвали их просто «химиками». И вот, изнывающие от вечерней скуки пролетарии подтянулись к нашей компании, услышав звуки музыки. Они зашли кругом и начали драться бутылками. Пострадало трое наших, в том числе и Саня Вампилов. Мы вернулись в общежитие, чтобы вызвать «скорую» и собрать остальных парней, чтобы разобраться с хулиганами. Наших обидчиков мы нашли в ИРГИРЕДМЕТе, но они заперлись в комнате, и захватили в заложники милиционера. Пришлось брать комнату штурмом. Надо сказать, что строителям был нанесен хороший ответный удар, потому что нескольких человек увезли в больницу. Уже на следующее утро, благодаря радиостанции «Голос Америки» весь Иркутск знал, что ночью произошла драка «между рабочим классом и студенчеством». Впрочем, драки у нас все же случались нечасто, гораздо охотнее мы танцевали и слушали музыку».
После того, как общежитие перенесли в другое здание, в церковь перевезли архивный фонд ИГУ. В 1985 году, по указу Управления культуры Иркутского облисполкома, началась подготовка к реставрации храма. В 1990 году был утвержден "Эскизный проект реставрации Харлампиевской церкви" с приспособлением под библиотеку ИГУ. Однако в 1997 году церковь получила статус исторического памятника областного значения. Таким образом, стало невозможно отдать здание под библиотеку, и началось составление новых проектов по реставрации храма. С середины восьмидесятых годов помещение церкви сдавалось в аренду различным мелким организациям. В 1996 году арендаторов отселили, и храм опустел.
В конце девяностых состояние церкви оценивалось архитекторами как плачевное: утрачены два верхних яруса колокольни, сломаны все главки и барабаны с куполами, разрушена каменная ограда с решетками, кирпичная кладка по толще стен расслаивается, а фундамент настолько слаб, что просто удивительно, как он выдерживает стены.

Время собирать камни
Сегодня Харлампиевская церковь переживает второе рождение. О ходе восстановительных работ мне рассказал главный инженер дирекции по восстановлению храма Сергей Михайлович ПЕЛЬМЕНЕВ.
Первоочередным делом было восстановление фундамента. За время существования церкви он практически полностью разрушился. Газеты много писали о том, что «храм взлетит в небо», то есть фундамент будет подведен по новой оригинальной технологии, при которой здание поднимается на опорах, а под него закладывают основание. Сейчас эта работа практически закончена. Далее последуют работы по укреплению стен: возведение каркаса внутри исторической кирпичной кладки. Впереди еще предстоит косметический ремонт фасада и внутренних помещений здания.
«Немало скверны накопилось внутри храма за время его исторических метаморфоз. Сейчас помещения освятили, однако полностью храм будет отмолен лишь когда в нем начнут проводиться службы», - говорит настоятель храма отец Евгений.
Восстановленный храм будет выглядеть в точности так же, как и до революции. Одним из немногих новшеств стало строительство подвальных помещений. По фотографиям и зарисовкам прошлых лет будут воссозданы колокольня и иконостас.
Также будет восстановлена ограда. Ее часть уже можно видеть перед зданием дирекции. Кстати, дирекция сейчас располагается в бывшей богадельне купца Трапезникова (долгое время в этом помещении находился «секс-шоп»). Еще в одном здании, ранее принадлежавшем церкви нынче находится санаторный детский сад. В данный момент решается вопрос его перенесения в новое здание, а в старом хотят учредить православную школу.
Работы по восстановлению храма финансируются из внебюджетных средств. Раз в неделю ход работ контролирует лично губернатор Александр Тишанин и архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Но можно сказать, что церковь восстанавливают «всем миром». И это не только из-за многонационального коллектива строителей. Кое-какие работы раньше проводились за счет пожертвований прихожан. Сейчас одно из иркутских охранных агентств безвозмездно предложило свои услуги по охране церкви во время строительства и в будущем. Пожилые женщины приносят строителям булочки и пироги.
Сергей Пельменев особенно подчеркнул духовную значимость восстановления храма: «Отрадно, что настало время собирать камни, которых мы так много разбросали с 1917 года. Через воссоздание храмов, мы возвращаемся к корням нашей российской культуры и духовности, а это, безусловно, открывает нам путь к будущему. Ведь народ, забывший о корнях и пренебрегающий традициями, теряет возможность называться народом. Пока живы наши церкви, Россия будет оставаться Россией».
Закончить реставрацию храма планируют в начале 2008 года. Впрочем, уже через год здесь возможно начнут проводиться службы, а на пасху мы сможем услышать, как звучат колокола возрожденной Харлампиевской церкви.
Александра ПОБЛИНКОВА (с)
Столько хожу мимо этой церкви и даже не знаю, как называется. Спасибо за информацию!
Я даже не знал что в Иркутской обл. было восьми бальное землетрясение.
Вообще хоть сам абсолютный атеист, но всегда интересовали церкви и вообще старинные здания.