Воть вам мои потуги на рецензию (было написано для "Иркуццкого горожанина"). Очень советую посмотреть.
читать дальше
Первые на Луне, первые в Иркутске.
«Теперь уж точно ближайшие полгода я в кино – ни ногой!. Мне так надоели эти «блокбастеры» и «экшны» с заведомо благополучным концом. Хочется посмотреть на большом экране что-нибудь качественное, элитное, необычное… и, желательно, русское» - жаловалась моя знакомая после просмотра «Дневного Дозора».
Истинная любительница кинематографа, она не смогла долго просидеть дома: нашла в нашем городе новый кинотеатр себе по душе – «Дом кино». Это единственный кинотеатр в Иркутске, где показывают нетрадиционное кино для искушенного зрителя: фильмы Тарковского, Феллини…
3 февраля там состоялся премьерный показ фильма режиссера Алексея Федорченко «Первые на Луне». Анонс премьеры обещает зрителю «всю правду о буднях, подвигах и трагедии первого отряда советских космолетчиков». На самом же деле фильм снят в жанре постмодернистской мистификации, то есть при съемках были использованы в основном реальные пленки из архивов ФСБ. Однако так как в советском министерстве внутренних дел существовала «добрая» традиция сжигать наиболее важные материалы, то недостающие фрагменты были досняты свердловскими кинематографами. Для съемок использовали камеры и пленки 30-40х гг. прошлого века, так что уловить грань между домыслом и реальностью практически невозможно.
В прошлом году «Первые на Луне» получил премию за лучший документальный фильм на Венецианском международном кинофестивале. Впрочем, в среде работников кино этот фильм получил определение «квазидокументальный» - то есть не все, о чем идет речь в фильме, происходило в реальности.
«Первые на луне» - всероссийская премьера, на сегодняшний день на всю страну существует всего лишь три копии этого фильма, что придает ему в глазах иркутских любителей кино особое значение. К фильму можно отнестись по-разному: кто-то скажет, что все это выдумка и что речи не могло идти о полетах на Луну в тридцатые годы, кто-то безоговорочно поверит, но так или иначе фильм не может оставить зрителя равнодушным.
«Истина где-то рядом», - говорил герой Дэвида Духовны в некогда популярных «Секретных Материалах». На мой взгляд, эта картина – наш достойный ответ американскому кино.
На экране разворачивается типическая картина жизни советского космонавта: начиная от медицинского отбора и до полета в космос. Кинохроникальные части перемешиваются с воспоминаниями современников испытаний, снятыми в наши дни. Я бы сказала, что это придает фильму сходство с журналистским расследованием. После запуска ракеты в космос грань между мистификацией и фактом совершенно стирается: съемочная группа пытается проследить за дальнейшей судьбой конструктора и остальной группы космонавтов (из четырех в космос полетел лишь один). Министерство внутренних дел изрядно постаралось, чтобы до потомков дошел минимум информации об этом испытании: уничтожены свидетели, изобретатели, большая часть документов.
Клубок фактов запутывается в гордиев узел, разрубить который должен сам зритель: верить или не верить.
Александра Поблинкова (с)